Инновационная площадка
- Подробности
- Просмотров: 14352
«Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс колледжа при подготовке специалистов социально-экономического и технического профилей»
Цель:
Разработать эффективную модель подготовки специалистов социально-экономического и технического профилей по специальностям 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий и 43.02.02 Парикмахерское искусство с элементами дуального обучения.
Основания для проведения инновационной работы:
- Федеральный закон«Об образовании в Российской Федерации», утвержден 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295;
- Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р;
- Государственная программа «Развитие образования в Республике Башкортостан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 г. №54;
- Подпрограмма «Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие образования Республики Башкортостан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2011 г. N 231;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. №92 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 466;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 20.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014 г. N 534;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. №291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
- Порядок организации инновационной деятельности в ГАОУ ДПО ИРО РБ,
- иные нормативно-методические документы Минобрнауки России, Минтруда России и иных ведомств;
- Устав ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна;
- Локальные нормативные акты ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна.
Сроки инновационной деятельности: 2016-2019г.г.
Программа рассчитана на 3 года.
Начало исследований: 2016 г.
Время предполагаемого завершения: май 2019 г.
Актуальность исследования:
В отечественной профессиональной школе имеется опыт проведения целевой интенсивной подготовки специалистов по заказам предприятий. Обучение ведется в профессиональном образовательном учреждении с полной учебной неделей, а затем продолжается и завершается непосредственно на рабочем месте предприятия. Обучение реализуется в тесном контакте с предприятием: полноценные производственные практики, целенаправленное выполнение курсового и дипломного проектирования, обеспечение стажировки на рабочих местах во время преддипломной практики. Именно таким образом была построена система профессионального образования, существовавшая в нашей стране в советский период. В конце XX века ситуация в области профессионального образования перетерпела существенные изменения: в связи с социально-экономическим кризисом и спадом производства произошло снижение потребности в квалифицированных кадрах (за период с 1985 по 1995 гг. подготовка специалистов со средним техническим образованием сократилась почти в 2 раза, прием на специальности технического профиля уменьшился с 421 до 222 тыс. человек, а в сфере оказания услуг стали чаще работать краткосрочные курсы, откуда выходили не квалифицированные кадры, а люди, умеющие держать ножницы. Затем наметившийся со 2-ой половины 90-х гг. подъем производства вызвал повышение спроса на квалифицированные кадры. Причем спрос изменился не только количественно, но и качественно. В связи с изменением структуры занятости населения, применением новых технологий, современного оборудования, наукоемких автоматизированных процессов требования к работникам значительно выросли. Теоретическая подготовка должна была сочетаться с практическими умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций, контролю качества продукции. Современное состояние системы образования эффективно решать эту задачу не позволяло.
В настоящий момент ситуация не менее сложная. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего 53-54 года. Таки образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных специалистов и рабочих кадров. Ситуация с профессиональным образованием в России на современном этапе выглядит таким образом:
- производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15-25% от уровня США);
- несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке;
- качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, т.к. отсутствует эффективное профессиональное обучение;
- инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации.
Таким образом, возникло противоречие между востребованностью квалифицированных специалистов на отечественном и региональном рынках труда и отсутствием эффективной модели подготовки специалистов, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объёмах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.