Уважаемый, абитуриент! 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию не соответствующую своим интересам, склонностями и способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, вплоть до психологических расстройств, что, безусловно, существенно влияет на эмоционально – психологическое состояние личности и на уровень учебной мотивации.
Для выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ, помимо сдачи выпускных экзаменов, особенно актуальна проблема выбора дальнейшей профессии.
Вам предлагается тест, с помощью которого Вы сможете определить свою склонность к той или иной профессиональной деятельности.
Тест «Ваши профессиональные склонности»
Описание ситуации. По мнению психолога Е. А. Климова, все виды профессиональной деятельности, к которым человек может иметь склонность, объединяются в пять укрупненных групп, связанных: с природой, с техникой, с человеком, со знаковыми системами, с художественными образами.
- Профессии типа «человек – природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог и т.п.), её растительного и животного мира (ботаник, биолог, зоолог, кинолог, эколог и т.п.), производством продукции животноводства и растиневодства (садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник и т.п.).
- В профессии типа «человек – техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда можно отнести великое множество промышленных и строительных специальностей (сталеров, литейщик, кузнец, токарь, швея, инженер и т.п.), а также вождение и обслуживание транспортных средств.
- К профессиям типа «человек – знаковая система» смело можно отнести разнообразные специальности по формам обработки информации. Эта работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк и т.п.), абстрактно – математическими (статистик, математик, кассир, бухгалтер и т.п.), графическими (чертежник, конструктор, штурман и т.п.), с системами и средствами знаков (программист, оператор ЭВМ и т.п.)
- Основное содержание профессий типа «человек – художественный образ» - искусство, художественная культура. Сюда можно отнести творчество (архитектор, живописец, дизайнер, скульптор и т.п.), художественную обработку материалов (модельер, ювелир и т.п.), и создание художественных зрелищ (композитор, дирижер, актер, режиссер и т.п.).
- Основным содержанием профессий «человек – человек» является общение. Здесь необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Сюда относятся педагогические профессии, область юстиции. Медицинские профессии (санитар, фельдшер, медсестра, врач) в значительной степени относятся к этому виду деятельности, хотя отчасти попадают и в другие виды: «человек – природа» и «человек – техника».
Для выполнения теста нужно выбрать более подходящее для себя из каждой пары предлагаемых утверждений.
1. А) Ухаживать за животными.
Б) Обслуживать машины и приборы.
2. А) Помогать больным, лечить их.
Б) Составлять таблицы, схемы, компьютерные программы.
3. А) Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов.
Б) Следить за состоянием и развитием растений.
4. А) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл).
Б) Доводить материалы до потребителя (продать, рекламировать).
5. А) Рецензировать научно – популярные статьи и книги.
Б) Рецензировать художественные издания, фильмы, спектакли.
6. А) Выращивать молодняк животных.
Б) Тренировать товарищей или младших.
7. А) Копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты.
Б) Управлять подъемно – транспортными средствами.
8. А) Объяснять, информировать, проводить экскурсии.
Б) Оформлять витрины, изготавливать декорации к спектаклям.
9. А) Ремонтировать технику.
Б) Искать исправлять ошибки в текстах и рисунках.
10. А) Лечить животных.
Б) Выполнять расчеты и вычисления.
11. А) Заниматься селекцией растений.
Б) Конструировать новые виды промышленных изделий.
12. А)Разбирать споры между людьми, мирить их, поощрять и наказывать.
Б) Разбираться в схемах и чертежах.
13. А) Изучать работу коллективов, связанных с художественным творчеством.
Б) Изучать жизнь микробов.
14. А) Обслуживать и ремонтировать медицинские приборы.
Б) Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ожогах.
15. А) Составлять документальные отчеты о происходящих событиях.
Б) Художественно описывать происходящие события.
16. А) Делать лабораторные анализы в медицинском учреждении.
Б) Принимать больных и беседовать с ними.
17. А) Красить стены, расписывать поверхности изделий.
Б) Монтировать здания, собирать машины, приборы.
18. А) Организовать экскурсии, культпоходы, туристические мероприятия..
Б) Играть на сцене, участвовать в концертах.
19. А) Изготавливать по чертежам детали машин, одежды.
Б) Чертить, копировать.
20. А) Вести борьбу с вредителями сельского хозяйства и болезнями растений.
Б) Вводить информацию в компьютеры, работать на пишущей машинке.
После того, как Вы ответили на вопросы данного теста необходимо подсчитать количество ответов, которые совпали с ключом.
Ключ:
Направленность на профессии, связанные с природой отражают утверждения 1А, 3Б, 6А, 10А, 11А, 13Б, 16А, 20А.
Направленность на профессии, связанные с техникой отражают утверждения 1Б, 4А, 7Б, 9А, 11Б, 14А, 17Б, 19А.
Направленность на профессии, связанные с человеком, отражают утверждения 2А, 4Б, 6Б, 8А, 12А, 14Б, 16Б, 18А.
Направленность на профессии, связанные со знаковыми системами, отражают утверждения 2Б, 5А, 9Б, 10Б, 12Ю, 15А, 19Б, 20Б.
Направленность на художественные профессии, отражают утверждения 3А, 5Б, 7А, 8Б, 13А, 15Б, 17А, 18Б.
Для подведения итогов тестирования необходимо за каждое совпадение с «ключом» выбранного утверждения начислить себе 1 балл; затем набранные по каждой профессии баллы суммируются, и определяется наибольшая сумма, которая приблизительно покажет профессиональную ориентированность данной личности.
Данный тест поможет Вам выбрать ту или иную сферу профессиональной деятельности.
После определения своих профессиональных склонностей, вам необходимо прийти в колледж, подать документы в приемную комиссию и начать готовиться к вступительным испытаниям.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут Вам в подготовке к вступительным испытаниям:
- Система подготовки для каждого абитуриента индивидуальна. Важно настроить себя на мажорный тон работы.
- Определите режим своей работы.
- ПОМНИТЕ: мозг должен получать достаточное количество кислорода, поэтому важны прогулки, полноценное питание, проветривание, сон 7-8 часов, полезен кратковременный сон через 2-3 часа интеллектуальной работы.
- Займитесь планированием своего времени. Составьте расписание. В зависимости от того, сколько времени до экзаменов, это может быть работа над одним предметом или несколькими, но в целом до 10 часов в день.
- Важна установка. Заучивайте с желанием знать и помнить. Ставьте цель запомнить надолго.
- В ходе подготовки опирайтесь на различные виды памяти: заучивайте, записывайте, зарисовывайте, составляйте план, т.е. логически обрабатывайте усваиваемый материал, составляйте опорные сигналы, конспекты.
- Старайтесь осознанно подходить к запоминанию материала, не заучивая, а устанавливая логические взаимосвязи.
- Отдельно фиксируйте трудные вопросы, чтобы в дальнейшем обратиться к преподавателю или товарищам, справочной литературе.
- Важное место в подготовке отводите общению с товарищами, с членами семьи. Задавайте вопросы, попытайтесь рассказать материал другому. Это один из способов сознательного усвоения и закрепления материала. Помни: «ОБУЧАЯ ДРУГИХ, ТЫ УЧИШЬСЯ САМ!»
- Готовьтесь к экзаменам за письменным столом.
- Как бы ни были Вы собранны, организованны, тем не менее, время от времени могут наступить сбои, связанные с переутомлением. Типичные признаки переутомления: вялость, апатия, сонливость, снижение темпа работы. Чтобы избежать переутомления: чередуйте различные виды деятельности, осуществляйте полноценный сон, чаще двигайтесь.
- Желаем Вам успехов в подготовке к вступительным испытаниям!
- Психолого- педагогическая служба ФГОУ СПО «УГКТиД»
- Контактный телефон 8(347) 248-15-67