15 марта студенты первого курса профессии «Закройщик» группы З-21-19 и третьекурсники группы К-19-19 специальности Конструирование, моделирование и технология швейных изделий под руководством преподавателей колледжа А.И. Поповой и Л.Н. Серой в количестве 25 человек посетили Башкирский государственный театр оперы и балета.
До посещения театра была проведена беседа о правилах поведения в общественных местах.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека. Но в этот раз целью экскурсии являлось знакомство с работой швейных мастерских, погружение в профессии, которые создают сценический костюм.
Важнейшей составляющей любого спектакля является сценический костюм. Сценический костюм это сплав множества искусств, в его создании участвуют мастера разной направленности, кто-то эскизирует, другой декорирует вышивкой, третий занимается бутафорией и аксессуарами.
Костюм - неотъемлемый элемент сценического образа, который способен обогатить выразительность жестов и движений актера, помогая совершать игровые действия, с его помощью можно создать определенное настроение, усилить эмоциональное воздействие на зрителя. В театральном костюме важно всё: композиция, пластичность, ритм, цвет, линия.
Костюм создаёт вокруг человека некую заданную среду, особый микромир, который помогает актёру легче адаптироваться к новому спектаклю, к новой обстановке, к другим людям.
Студенты увидели процесс работы над костюмами для будущих спектаклей «Садко» и «Евгений Онегин». В процессе экскурсии узнали, что конструирование театральных костюмов отличается от создания одежды для массового потребителя по ряду причин.
Во-первых, в большинстве случаев, театральный костюм - это исторический крой. Исторический крой подразумевает наличие тех элементов одежды, которые не используются в повседневной жизни. Студенты увидели процесс работы над мужскими костюмами эпохи, в которой жил Евгений Онегин.
Во - вторых, костюмы создаются как на индивидуальную фигуру актеров, которые играют главные роли, так и на актеров в массовке. Поэтому необходимо одновременно создавать конструкции моделей как на индивидуальные размеры, так и на типовые. Также при создании художественного, технического эскизов, конструкции и лекал моделей костюмов важен правильный выбор материалов.
Учитывая финансовые возможности театра, подбираются ткани необходимых фактур, уточняется их цветовая гамма. Она должна отвечать требованиям исторической достоверности, полностью соответствовать образу героя, эпохе, нести на себе элементы стиля описываемого времени. Кроме того для каждой ткани костюма необходимо оценить такие ее свойства как фактура, светотень относительно источников освещения, степень насыщенности тона, возможные зрительные иллюзии.
В театральном костюме большое значение уделяется силуэту, особенно если в основу берётся исторический костюм. Осовременивать его нужно бережнее, поскольку изменяя его, изменяются черты господствующего стиля в искусстве.
В каждом костюме,как правило, много линий: контур – силуэт, линии бортов, линии кокеток, карманов, галстука. Все они различны по характеру и направлению.
Студенты с интересом рассматривали большое количество эскизов костюмов, которые были нарисованы рукой Главного художника Ивана Складчикова.
Было важно узнать, что отрисовка эскизов сценографии и костюмов занимает порядка четырёх месяцев. Пошив костюмов для среднего балетного или оперного спектакля – как минимум пять месяцев.
Студенты увидели костюмы, подготовленные к примеркам. которые еще не дошиты, но уже - абсолютные произведения искусства ручной работы.
В целом экскурсия произвела сильное впечатление. Студенты получили уникальную возможность убедиться в том, что для того, чтобы до конца осмыслить многочисленную функциональность и глубину смысловых нагрузок театрального костюма, необходим анализ всех этапов его подготовки и материализации – от эскиза до изготовления в материале и последующей презентации на сцене.
Время пролетело незаметно, оставив позитивные эмоции у студентов и преподавателей.