|::| Дистанционное обучение и расписание на дистанционные занятия по ссылке: LMS УГКТиД |::| Положение о дистанционном обучении УГКТиД |::|
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ТКАЧЕСТВА – ПРИОБЩЕНИЕ К СВОЕЙ КЛЬТУРЕ

Уфимский государственный колледж технологии и дизайна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ТКАЧЕСТВА – ПРИОБЩЕНИЕ К СВОЕЙ КЛЬТУРЕ

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ТКАЧЕСТВА – ПРИОБЩЕНИЕ К СВОЕЙ КЛЬТУРЕ

19 февраля в группе К-19-19 прошел урок-экскурсия по ОП 03 Материаловедение (преподаватель Л.Н. Серая) в Национальном музее РБ, посвященном ткачеству и прядению.

Целью такого урока являлось изучение истории ткачества в РБ, особенностей и традиций этого вида деятельности.

В настоящее время в республике Башкортостан большое внимание уделяется сохранению народного искусства и домашних ремесел. Активно развивается профессиональное декоративное искусство, в том числе основанное на народных традициях.

"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего", так говорил М.В. Ломоносов.

Именно поэтому было интересно узнать, какое местное сырье использовалось для изготовления тканей, как выполнялось прядение, какие инструменты и приспособления для ткачества использовались, что представлял собой процесс изготовления ткани. И самое главное, какие традиции ткачества свойственны нашему региону.

Студенты познакомились с прялкой, смогли увидеть ткацкий станок, который раньше был атрибутом почти каждой семьи. Получили представление об основах ткачества.

Узнали, что ткачество - старинное, жизненно важное производство, без которого в недалеком прошлом не могла существовать ни одна семья. Этим ремеслом, его тонкостями и секретами в совершенстве владели многие башкирские женщины. В последние два-три столетия ткачество развивалось на базе как животного, так и растительного сырья. Наряду с шерстяными тканями башкиры изготавливали полотна из дикой конопли. Древнетюркское название этого растения (kendir) употреблялось для обозначения сорта ткани (киндер) и ткацкого станка (киндер урыны).

Башкиры не только использовали дикий конопляник, но и начали сажать это интерьере дома растение. В обычаях и обрядах прослеживалось особое отношение к конопляным тканям. Из них шили свадебные платья, жениховские рубахи, узорчатые штаны.

Настоящим произведением искусства признаны тканые занавеси — шаршау, которые служили для разграничения жилого пространства. Их крепили на поперечной потолочной жерди (урҙа) и растягивали от двери до передней стены, когда в доме были посторонние люди. Сидя за трапезой на нарах, гости могли любоваться изделием необыкновенной красоты, восторгаться трудолюбием мастерицы-хозяйки. В развешанном виде занавес был выше человеческого роста, в длину достигал 3,5—4 м. Его конструкция и орнаментальная композиция были рассчитаны на зрительное восприятие: богато орнаментированное панно обводилось широкой каймой с разреженным узором. Середина сшивалась из двух, реже трех продольно расположенных полотнищ.

Было интересно узнать, что у каждого элемента узора есть своя семантика - значение (от др.-греч. σημαντικός «обозначающий»).

Орнамент состоял из крупных многоугольных медальонов, ромбов, косых крестов с крючками, иногда строился по принципу сот или ромбической сетки. Для каймы ткали пестрядинное полотнище с узорами в полосках. По тем же правилам строилась орнаментальная композиция на свадебных скатертях: узор занимал центральное красное поле или размещался в крупных клетках домотканины.

Кроме того, студенты познакомились с Традиционными башкирскими национальными украшениями. Которые служили для башкир талисманами, оберегами, а также показывали к какому роду относилась женщина и статус семьи.

muz1

muz2

muz3

Вы здесь: Главная Главная Новости ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ТКАЧЕСТВА – ПРИОБЩЕНИЕ К СВОЕЙ КЛЬТУРЕ